|
Проблемы печати смесевыми цветами или «Страсти по Пантону»
Прежде чем начинать разговор на обозначенную выше
тему, хотелось бы сделать несколько важных замечаний. Многие из высказываемых
ниже рекомендаций в равной степени справедливы для печати как смесевыми, так и триадными
красками. Однако полноцветная триадная печать выходит за рамки данной
статьи, и поэтому всё, что будет сказано далее, рассмотрено применительно к
смесевым, нетриадным краскам. О печати триадой написано уже не мало, и
кроме того эта тема достойна гораздо более глубокого рассмотрения, чем позволяют
рамки одной журнальной статьи, поскольку методики и приемы работы с триадой в ряде
случаев существенно отличаются от аналогичных приемов и методик работы со
смесевыми цветами.
Печать по упаковке, а тем более флексографская,
традиционно предполагает широкое использование смесевых цветов. Для начала
давайте определим что понимается под термином «смесевой цвет». Строго говоря,
это не обязательно цвет, получаемый смешением нескольких базовых (монопигментных)
красок. В данном случае под смесевыми понимаются любые цвета (и
соответственно, краски) отличные от основных цветов триады – голубого,
пурпурного, жёлтого и черного. Зачастую вместо термина «смесевой цвет» часто
приходится слышать «пантонный цвет», однако это тоже не совсем корректный
термин, поскольку он использует известную торговую марку компании Pantone Inc.
и ее системы смешения цветов, по сути не имея к ней отношения. (Это примерно
также как если мы говорим «ксерокс», а понимаем «электрографический копировальный
аппарат» и не обязательно производства компании Xerox, говорим «гелиоклишограф»,
а понимаем «установка для электро-механического гравирования форм глубокой
печати» и не обязательно производства компании Hell, и т.п.)
Но вернемся к основной теме. Широкое использование
смесевых цветов в упаковочной печати связано со множеством причин, среди
которых можно выделить следующие наиболее значимые:
- достаточно ограниченный цветовой охват используемых триадных красок;
- технологические требования флексографского печатного процесса по разнесению растровых и плашечных элементов на разные печатные формы;
- использование заказчиками «фирменных» цветов в дизайне упаковки;
- в целом более широкие дизайнерские возможности при создании оригинал-макета упаковки;
- «защита от подделки» упаковываемого продукта при помощи создания серьезных трудностей при подделке упаковки, и т.д.
В связи с этим перед производителями упаковки
возникает ряд практических задач, требующих ежедневного решения, причем не
просто какого-нибудь решения, а такого, чтобы и заказчик был доволен, и затраты
в производстве не стали чрезмерно высокими. Попробуем кратко сформулировать эти
задачи.
Во-первых, необходимо однозначно и документировано
договориться с заказчиком, какой именно цвет он желает видеть на упаковке. При
решении этой задачи крайне полезно, а зачастую просто необходимо определить, возможно
ли получение желаемого цвета на данном конкретном запечатываемом
материале в условиях конкретного производства, то есть с учетом тех
ограничений, которые накладывают технологические возможности используемого
оборудования и материалов, в данном случае – красок.
Во-вторых, необходимо получить тиражный
оттиск со смесевым цветом, соответствующим оговоренным ранее требованиям, и
убедиться, что на протяжении всего тиража требуемый цвет остался неизменным.
Эта совершенно очевидная задача зачастую просто отдается на полный откуп
печатнику, однако при этом ему не даётся необходимых средств для ее решения, а
именно – для надежного контроля цвета на протяжении всего тиража. Особенно это
актуально при печати одного тиража несколькими сменами печатников на протяжении
длительного времени.
И в
третьих, необходимо доказать заказчику (не убедить или задобрить его
представителя, а доказать!), что его требования выполнены так, как это было
оговорено заранее. Совершенно очевидно, что если решение первой задачи было
сделано с целью «лишь бы взять заказ, а то другой возьмёт», то решение этой
задачи очень часто сводится к простой торговле. Ведь если требуемый цвет заранее
не согласован и не задокументирован, то заказчики легко могут
апеллировать к совершенно безотказному аргументу «Это не тот цвет, который мы
хотели!»[i]
и требовать в связи с этим перепечатать тираж, причем «немедленно», а ещё лучше
– «вчера». В результате такой торговли заказчику обычно предоставляется скидка
на данный тираж, а также заверения, что «в следующий раз всё будет отлично». Заказчик
забирает тираж, довольный тем, что добился желаемого (поскольку именно скидка
зачастую и бывает реальной целью столь придирчивого отношения к точности
воспроизведения цвета, как, впрочем, и к другим показателям качества упаковки),
а производитель радуется уже тому, что ему удалось не потерять достаточно
серьезные средства (или потерять не так много, как могло бы быть), поскольку
удалось избежать перепечатки тиража. Потом обычно следует ряд административных
взысканий внутри производства по принципу «виновным можешь ты не быть, но
кто-то заплатить обязан», и работа продолжается в том же русле.
Решение первой задачи, или Чего же хочет заказчик?
В конечном счете заказчик хочет упаковку. Красивую, прочную, яркую, броскую – такую, какой он её себе представляет. Но поскольку путь от воображения заказчика (или художника, что в данном случае не важно) до готовой упаковки достаточно длинён, то к тому моменту, когда макет упаковки попадает к производителю, к области воображения уже относится гораздо меньше характеристик будущей упаковки. Однако характеристики цветов, в том числе и смесевых, всё еще определены приблизительно. И, повторюсь, прежде чем окончательно принять заказ, нужно сделать 3 вещи:
- объективно определить «цветовые требования» заказчика,
- убедиться в том, что эти требования выполнимы,
- документально зафиксировать эти требования.
А. Определение требований.
Эта задача делится на ещё на 2 подзадачи – собственно определение цвета, и определение допустимых отклонений.
«Определять цвет» можно в принципе многими способами,
но на практике наиболее употребительны два – предоставление заказчиком
вещественного образца (чаще всего – оттиска предыдущих тиражей, отпечатанных в
другом месте, или оттиск другого вида упаковки, с указанием конкретного цвета),
и указание номера цвета по какому-либо общедоступному и стандартизованному
каталогу (Pantone Formula Guide, RAL, и т.п.). В случае, когда цвет
определяется вещественным образцом, задача несколько упрощается, и после определения
заказчиком допустимых отклонений чаще всего можно непосредственно приступать к
оценке выполнимости требований. Когда же цвет определяется номером по каталогу,
возникает ряд потенциальных разночтений между заказчиком и производителем
упаковки, о которых необходимо поговорить подробнее. Поскольку в полиграфии
вообще и в упаковочной печати в частности наибольшее распространение имеет
каталог компании Pantone, о нем и стоит поговорить подробно.
Что же такое Pantone?
Строго говоря, Pantone Incorporated – это американская
компания, разработавшая систему смешения печатных красок из 14 основных,
которая фактически стала стандартом для офсетной печати практически во всем
мире. Эта система называется Pantone Formula Guide (ранее – Pantone Matching System,
PMS). Эта система – не единственная разработка компании, но рассмотрение других
не входит в нашу сегодняшнюю задачу. Желающие могут обратиться непосредственно
на сайт компании – http://www.pantone.com
Этой компанией постоянно выпускаются так хорошо
знакомые нам веера (в том числе и Pantone Formula Guide), которые можно
приобрести практически у любого поставщика расходных материалов для офсетной
печати. Очень часто на обложках этих вееров можно увидеть не только логотип
компании Pantone Inc, но и логотип какого-либо производителя красок, включая и
жидкие краски для флексографской и глубокой печати, однако это зачастую не
многим более чем бизнес-сувенир. Если внимательно прочитать информацию,
написанную мелким шрифтом на первых листах веера, то легко найти надпись вроде
«Printed in USA by Pantone Inc.». И никакого упоминания о производителе красок,
чей логотип красуется на обложке. Но к этому мы еще вернемся.
Что же такое веер Pantone Formula Guide и чем он может
быть полезен при печати упаковки способом глубокой или флексографской печати?
Создатели веера исходили из достаточно простой, но
вместе с тем требующей достаточно вдумчивого осознания истины: если взять
стандартные краски, смешать их в строго заданном соотношении и отпечатать в
стандартных условиях на стандартном материале, то обязан получиться один и тот
же цвет.
Исходя из вышесказанного и была проделана достаточно
большая работа: был выбран способ печати (плоская офсетная печать), были
выбраны и стандартизованы 14 основных красок (опять же офсетных),
разработаны рецептуры их смешения, формализованы условия печати и
запечатываемые материалы. Результатом этой работы сегодня постоянно пользуется
огромное число заказчиков, рекламных агентств, дизайнеров и печатников по всему
миру. Но пользуются, к сожалению, по-разному, поскольку понимают содержание
этого веера по-разному. И в этом различном понимании часто и заключается
причина конфликтов, связанных с попаданием в цвет.
С точки зрения заказчика (дизайнера, рекламного агента, и т.д., но не
печатника) в веере Pantone Formula Guide показаны цвета, которые
печатник гарантированно воспроизведет на машине. То есть заказчик хочет видеть
цвет «как в веере». И всё. Иногда даже забывая о том, что на немелованных
бумагах (не говоря уже о буром гофрокартоне) далеко не всегда возможно воспроизвести
цвет из первой части веера с индексом «С» (от английского Coated – на
мелованной бумаге).
Печатник (или не очень опытный колорист печатного производства) смотрит на веер совершенно по-другому. Для него самое главное – формула смешения,
написанная рядом с цветом, номер которого указан заказчиком. В результате – печатник
(или опять же колорист) смешивает основные цвета (их соответствие стандарту – предмет
отдельного рассмотрения) в указанных в веере пропорциях, делает оттиск на
имеющемся запечатываемом материале, и… «что выросло – то выросло»! И в
определенном смысле он прав – ведь веер сделан именно так: нетрудно убедиться в
том, что Pantone 185 C отличается от Pantone 185 U только бумагой, но никак не
формулой смешения! Для печатника более чем логично заявить: «Pantone 185 –
это краска, смешанная по указанной на веере формуле и нанесенная на тот запечатываемый
материал, который есть. Ну и что, что это не офсет, и что краски другие? На них
же написано то же самое, что и в формулах – должно совпадать! Мне производитель
красок дал свой веер – логотип видишь!? Это для их красок веер!»
Нетрудно назвать массу причин, в силу которых цвет
оттиска будет заметно отличаться от цвета на веере, что естественно не вызовет
восторга у заказчика. Назовем только самые существенные из них, применительно к
печати упаковки способом глубокой или флексографской печати:
- базовое отличие состава жидких красок для флексо и глубокой печати от красок для офсетной печати – взять хотя бы сухой остаток; Pantone Formula Guide – веер офсетный[ii]…
- отличие основных цветов используемых красок от базовых красок Pantone (по причине отличий по составу композиции и существенно более серьезным требованиям к упаковочным краскам с точки зрения стойкости)
- большой диапазон толщин красочного слоя в зависимости от гравировки формного или анилоксового вала, а также рабочей вязкости;
- существенно большее разнообразие характеристик запечатываемых материалов – главным образом влияют собственный цвет, глянец и впитывающая способность.
Отдельно еще существуют проблемы самих вееров:
старение, различия версий разных годов издания и т.д. Вообще на первых листах
вееров Pantone написано много интересных замечаний, которые обычно ускользают
от взгляда не только печатника, но и технолога. Не говоря уже о дизайнерах. Но
всё же влияние этих факторов существенно меньше, поэтому не будем на них останавливаться.
Как же выходить из этого тяжелого положения?
Прежде всего придется признать, что в данном случае принцип
«заказчик всегда прав» лучше всего соблюсти. И принять его, заказчика, позицию
при рассмотрении веера Pantone: «номеру на веере соответствует цвет,
и на оттиске должен быть такой же». Такой подход с одной стороны приводит к
общему знаменателю взгляды заказчика и производителя упаковки. С другой стороны
он требует от производства пересмотра собственных приемов работы, а в ряде
случаев и некоторой реорганизации системы подготовки краски к печати, контроля
цвета в процессе тиража и т.д. Подробно эти методы, равно как и используемые
при этом технические средства, будут рассмотрены ниже, при обсуждении второй
задачи - непосредственно «попасть в цвет».
Определение допустимых отклонений.
Эта весьма щепетильная задача может решаться
принципиально двумя способами. Первый из них основан на инструментальном
измерении тиражных образцов с помощью спектрофотометра. В этом случае
допустимое отклонение определяется просто как «ΔE не более чем столько-то».
Надо только обратить внимание на то, чтобы был указан тип используемого спектрофотометра
(об этом ниже) и используемые колориметрические стандарты – цветовое
пространство (CIE Lab, Lab [cmc] 1:1 или 2:1, и т.д.), источник освещения и
угол обозревателя (чаще всего D50/2° или D65/10°). Крупные мировые
производители различных товаров повседневного спроса обычно указывают допуск
ΔE для смесевых цветов в диапазоне от 2 до 4, иногда немного больше.
Второй способ несколько менее точен и однозначен,
однако в отличие от первого он не требует приобретения измерительных приборов.
Он заключается в том, что заказчик предоставляет производителю вещественные
образцы (оттиски, выкраски и т.п.), на которых показаны максимально допустимые
отклонения по цвету от заданного образца, в этом случае желательно также
вещественного. В этом случае единственное, что придется оговорить отдельно –
это опять же источник освещения, при котором производится сравнение.
B. Выполнимость требований.
Определить требования заказчика – еще не значит суметь
их выполнить. И причины невыполнения требований заказчика зачастую бывают
вполне объективными. Ведь всякий процесс производства имеет свои технические
ограничения, связанные как с используемой технологией, оборудованием и
материалами, так и со стоимостными параметрами. Потому прежде чем согласиться с
предъявляемыми заказчиком требованиями целесообразно определить, выполнимы ли
они. Рассмотрим простой пример.
Печать по гофрокартону в 2 краски. Заказчик хочет
видеть на картоне ярко-голубой фон цвета Pantone 300C и ярко-красную надпись Pantone
485C. Причем цвета должны быть воспроизведены очень точно (прикладываются
офсетные оттиски рекламных листовок с этими цветами, где показана допустимая разноотеночность), поскольку в эту коробку будут упаковываться уже заказанные на офсете коробочки из фальцованного картона с теми же фирменными цветами, да ещё и с тиснением
фольгой. Всё это великолепие предполагается разместить прямо в гофрокоробе
(частично отрезанном по специальной линии, предусмотренной дизайном) на полке
супермаркета. Казалось бы, в чем проблема? Цвета заданы, краски есть, бери и
печатай! Но, к сожалению, не всё так просто. При детальном рассмотрении заказа
оказывается, что:
- заказчик хочет использовать бурый гофрокартон, поскольку он заметно дешевле;
- в дизайне имеются элементы, полученные наложением двух указанных смесевых цветов, следовательно требуется использовать прозрачные краски;
- раз используемая серия красок – прозрачная, то при нанесении смеси, приготовленной по формуле из веера Pantone оттиск получается существенно более тёмным – через него просто просвечивает цвет запечатываемого материала. (Для упрощения предположим, что используемые краски полностью соответствуют основным цветам системы Pantone, что в общем случае не верно.)
И возникает та самая ситуация, когда выполнить требования заказчика в данных
конкретных условиях невозможно. Дальнейшие переговоры с заказчиком уже
приходится вести в направлении изменения его требований – либо к условиям
исполнения заказа, либо к воспроизведению цвета. Чаще всего приходится изменять
и то, и другое.
В качестве еще одного примера можно привести требование заказчика выполнить фон гофрокартонного короба с беленым верхним слоем цветом, очень точно соответствующим Pantone 232C. На рисунке приведено сравнение спектра отражения запечатываемого материала и требуемого цвета. Очевидно, что этот цвет на данном материале точно не может быть воспроизведен просзрачными красками - в красной зоне спектра коэффициент отражения материала просто меньше чем у образца цвета. Или, проще говоря, картон поглащает цасть света необходимую для получения нужного цвета, и как результат - оттиск будет выглядеть несколько более грязным. Соответственно, впрямую задача просто невыполнима - необходимо корректировать требования.
С. Документирование требований.
Очевидно, что, определив и согласовав с заказчиком его
требования по цвету, их необходимо как-то оформить документально. Рассмотрение
типовых вариантов документации не входит в наши сегодняшние задачи, поэтому
ограничимся простой констатацией: это необходимо. К сожалению, очень часто на
практике именно цветовые требования выпадают из поля зрения сотрудников отдела
продаж фирм-производителей упаковки, что иногда приводит к печальным последствиям.
Решение второй задачи, или цельтесь лучше.
Для простоты ограничимся задачей точно воспроизвести на печати плашку заданного смесевого цвета, поскольку обычно задача ставится именно так.
Итак, необходимо сделать следующее:
- подобрать формулу смешения заданного цвета с учетом конкретных условий печати;
- сделать пробный оттиск на машине, проверить «точность попадания» и при необходимости скорректировать формулу;
- обеспечить постоянство цвета в тираже в оговоренных ранее пределах.
При выполнении всех этих шагов так и или иначе мы сталкиваемся с необходимостью сравнивать цвета. Эта необходимость также возникает и при решении третьей задачи – сдаче работы заказчику. Остановимся особо на сравнении цветов, поскольку несмотря на достаточно большое количество информации на эту тему, ей всё ещё уделяется недостаточное внимание, прежде всего со стороны производителей упаковки. Поскольку детальное изложение теории цвета в данном случае лишено всякого смысла, постараемся ответить на сугубо прагматичный вопрос: как сравнивать цвета двух вещественных образцов в условиях производства и что для этого нужно?
Принципиально есть 2 способа сравнивать цвета – визуальный и инструментальный, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Визуальный способ
сравнения достаточно прост – необходимо положить рядом 2 сравниваемых образца,
и визуально оценить насколько они отличаются. Есть только одно крайне важное
обстоятельство, о котором часто забывают: сравнивать необходимо при
стандартном освещении. Стандартное освещение – необходимое условие
корректности и повторяемости результатов сравнения. Соответственно, необходимым
оборудованием для применения этого способа сравнения является стандартный источник
освещения (чаще всего D50 или D65), или просмотровая кабина с таким источником.
Основными достоинствами этого метода являются его оперативность и очевидность
получаемого результата, а основными недостатками – отсутствие цифрового выражения
результата и серьезная его зависимость от субъективной человеческой оценки.
Инструментальный способ основан на использовании приборов для измерения цветовых характеристик образцов и последующем математическом сравнении результатов. В качестве инструментов для работы со смесевыми цветами в настоящее время чаще всего используют спектрофотометры различных производителей и конструкций. Основными достоинствами этого метода являются его независимость от субъективного восприятия конкретного человека и возможность выразить численно цветовое отличие. В качестве недостатков стоит отметить различную точность цифрового выражения цветового отличия в различных областях (что среди прочего связано с не полной равноконтрастностью используемых цветовых пространств), существенные отличия результатов измерения приборами различных конструкций и достаточно высокую стоимость измерительных систем.
Наиболее оптимальные результаты обычно достигаются при
совместном использовании обоих методов.
Остановимся несколько подробнее именно на конструкциях
спектрофотометров, применяемых на практике.
В настоящее время наиболее употребительны 2 основных типа геометрического построения измерительных узлов спектрофотометров. Они обозначаются как 45/0 и d/8, где первая часть соответствует направлению освещения образца (45° или диффузное освещение с помощью сферы) и угол наклона оптической оси детектора от нормали к плоскости образца [см. также: Шашлов Б.А., Цвет и цветовоспроизведение, М., «Мир Книги» 1995 г., стр. 124 и далее).
Специфика работы с упаковочными материалами с точки зрения измерения их цветовых характеристик заключается в том, что ассортимент этих материалов существенно шире, чем, например, в издательской или даже рекламной полиграфии, оперирующей в основном с бумагами. Основной характеристикой, создающей сложности при измерении цвета, является тип отражения света. Из общей теории фотопроцессов известно, что существует направленное (зеркальное), диффузное, смешанное и направленно-рассеянное отражение. В упаковочных материалах встречаются
все эти типы – от практически диффузного для белых матовых бумаг до практически
зеркального для металлизированных пленок и алюминиевой фольги. И надо заметить,
что при изготовлении гибкой упаковки доля материалов, у которых зеркальная составляющая отражения весьма значительна (проще говоря – доля глянцевых материалов), значительно больше 50%. Нетрудно сделать вывод, что при работе с такими глянцевыми поверхностями приборы с геометрией измерения 45/0 будут давать не очень достоверные результаты. И чем более зеркально отражает материал, тем менее достоверны измерения, а на металлизированных материалах и фольге измерять становится практически бессмысленно. Использование поляризационных фильтров несколько смягчает ситуацию, но проблему по сути не решает.
С сожалением приходится констатировать, что подавляющее большинство приборов, используемых в полиграфии (включая упаковочную), имеет геометрию 45/0. Связано это прежде всего с из более низкой стоимостью, большей проработанностью программного обеспечения для повседневных нужд печатного производства, а также с тем, что такие приборы вполне хорошо зарекомендовали себя в издательской и рекламной полиграфии, для которой собственно и создавались.
Подбор формулы смешения – тема для отдельной большой статьи, поэтому мы не будем пока заострять внимание на этой
проблеме слишком подробно. Отметим только, что при подборе формулы смешения цвета должны учитываться следующие факторы:
- характеристики запечатываемого материала (главным образом цветовые);
- рабочая вязкость краски;
- используемый анилоксовый вал (точнее – наносимое количество краски);
- структура изготавливаемого упаковочного материала: например, при печати с последующим ламинированием необходимо оценивать получаемый цвет не со стороны красочного слоя, а со стороны пленки, причем предварительно подложив под нее образец того материала, с которым предполагается ламинировать, и обеспечив оптический контакт с ним (например, при помощи смачивания водой).
Когда формула в лабораторных условиях подобрана (то есть выкраска соответствует
требуемому цвету с отклонением примерно в 2 раза меньшим, чем допускается
заказчиком для тиражного оттиска), готовится минимально необходимое для заливки
в машину количество смеси, делается пробный оттиск. Практика показывает,
что идеальное соответствие цвета первого пробного оттиска и цвета выкраски
бывает достаточно редко. Связано это прежде всего с различием в толщине
нанесения краски на машине и в лаборатории. После получения пробного оттиска
проводится коррекция формулы до тех пор, пока требуемый цвет не будет получен.
Естественно, мы предполагаем в этом случае, что требуемый цвет возможно
получить в данных конкретных условиях, в противном случае можно считать работу,
проведенную на этапе согласования требований выполненной неудовлетворительно.
После того, как требуемые цвета получены и начата печать тиража, постоянство цвета достигается с помощью контроля как входящих параметров процесса печати
(давление, вязкость, и т.д.) так и реально получаемого цвета.
Решение третьей задачи,
или когда заказчик прав?
В принципе решением задачи «доказать заказчику, что работа выполнена в соответствии с его требованиями» должно быть действительное выполнение этих
требований. Но, к сожалению, нередки ситуации, когда заказчики по тем или иным
причинам стараются найти возможность придраться к чему-либо, и в этом случае
наличие документально подтвержденных требований и результатов сравнения
полученного и требуемого цветов (как визуального сравнения, так и приборных
измерений, в зависимости от имеющихся возможностей) и призваны стать действенными доказательствами. Если же требования были оговорены недостаточно чётко, не были документально зафиксированы, или на производстве нет возможности объективно сравнить поставленную цель и полученный результат, то уже упоминавшаяся формула «заказчик всегда прав» начинает работать в полную силу.
[i]
По выражению одного из моих знакомых, непосредственно работающих на
производстве, «Они хотели, чтобы цвет отличался на ΔE=0
относительно своего воображения!». Очевидно, что как бы печатники с колористами
не старались, всегда можно сказать, что это «не тот цвет».
[ii] Совсем недавно компания Pantone совместно
с Flexographic Trade School выпустила новый веер, напечатанный флексографским
способом, однако это только начало большой работы, поскольку в этом веере
представлены далеко не все цвета, присутствующие в офсетном веере, он напечатан
на самоклеющейся бумаге УФ-красками, и т.д. Безусловно, это огромный шаг
вперед, но работы еще предстоит много. Подробнее смотрите:
http://www.weareflexo.com/PantoneNews.asp
опубликовано - Флексо Плюс №1 (31), январь 2003 г г.
Ваши добавления, исправления и критические комментарии всячески приветствуются!
|